9 класс. Программа кружковой деятельности “Основы финансовой грамотности”

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
  • Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
  • Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» –

Б9 класс

Цели и планируемые результаты.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки,  налоговый орган, пенсионная система и др.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое  мошенничество,  финансовое планирование, форс-мажор, страхование,

 

Модуль I. Управление денежными средствами семьи

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

модуль II. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Модуль III. Риски в мире денег

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.

Модуль IV. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.

Модуль V. Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 9 класс.

№ п/п Тема урока Кол-во часов дата примечания
     
  1

Деньги. Виды денег. «С деньгами на ты» всероссийский урок

https://dni-fg.ru/money

 

1,5      
  2

Банки. История развития банков.

Онлайн урок “Путешествие в историю страхования” https://dni-fg.ru/history_of_insurence

 

1,5      
3

Денежные переводы, счета и вклады Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.

Онлайн урок “Твой безопасный банк в кармане” https://dni-fg.ru/credit_cards

 

1,5      
4

Инфляция. Причины и последствия.

Онлайн урок “Что нужно знать про инфляцию”

https://dni-fg.ru/inflation

 

1,5      
5

Что такое страхование, как оно работает.

«Азбука страхования или 5 важных советов, которые помогут» https://dni-fg.ru/insurance

 

1,5      
6 Мошенничество на финансовых рынках. Права потребителя. Федеральный Закон “О защите прав потребителей”. 0,5      
7

Подоходный налог. Налог на имущество.

Онлайн урок “С налогами на Ты” https://dni-fg.ru/taxes

1,5      
8

Все о будущей пенсии: для учебы и жизни”  https://dni-fg.ru/pension

 

1,5

 

     
   9 Современные деньги России и других стран. 0,5      
10 Практическая работа. Деньги. Тест. дз      
11

Структура доходов.Структура семейных расходов.

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

«Личный финансовый план» https://dni-fg.ru/pfp

 

1,5      
12

Что такое финансовое мошенничество.

“Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве

https://dni-fg.ru/kibersafe

 

1,5      
13

Кредитные продукты. Виды кредитов

Банковский кредит и условия его предоставления.

«кредиты и займы» . как не иметь проблем с долгами https://dni-fg.ru/five_rules

 

1,5      
14

Все про кредит или 5 правил, которые помогут достичь успеха

https://dni-fg.ru/credits

 

1,5      
15

Банковские карты. Виды банковских карт.

«Платить и зарабатывать банковской картой»

https://dni-fg.ru/cards

 

1,5      
16

Вклады Онлайн урок “Вклады: как сохранить и приумножить” https://dni-fg.ru/deposit

 

1,5      
17

Онлайн урок “Как начать свой бизнес. Мечтай. Планируй. Действуй” https://dni-fg.ru/business

 

1,5      
18

Онлайн урок “Акции.Что должен знать начинающий инвестор” https://dni-fg.ru/actions

 

1,5      
19

Онлайн урок “Биржа и основы инвестирования” https://dni-fg.ru/stock-ex

 

1,5      
20

Онлайн урок “Финансовые инструменты и стратегии инвестирования” https://dni-fg.ru/fin_insruments

 

1,5      
21

Профессия финансист https://dni-fg.ru/finansist

 

1,5      
22

Онлайн урок “Инвестируй в себя или что такое личное страхование” https://dni-fg.ru/personal_insurance

 

1,5      
23

Профессия бизнес-информатик https://dni-fg.ru/bus_informant

 

1,5      
24

Моя профессия –педагог  https://dni-fg.ru/pedagogue

 

1,5     Итого 34 часа

 

Сайт онлайн-учителя Соловьевой Юлианы